Истории в картинках восходят еще к XVI веку, а столь привычные в наши дни комиксы о супергероях появились накануне Второй мировой. Начало золотому веку положило первое появление Супермена в Action Comics #1 в мае 1938 года. Популярность к новому жанру пришла быстро, комиксы же стали неотъемлемой частью американской культуры и начали экспансию за пределами США, достигнув самых отдаленных уголков мира. Нынче, в эпоху какой-никакой глобализации и всемирной паутины, даже пьяный медвед из сибирской глуши, оторвавшись от балалайки, без труда узнает Бэтмена или Человека-Паука. Ну а с началом нового тысячелетия фэнтезийные и фантастические истории об обладателях сверхспособностей пошли в массы за счет экранизаций.
Конечно, еще в 1978 году увидел свет «Супермен» с Кристофером Ривом, потом был «Бэтмен» Тима Бертона с Майклом Китоном и плеяда культовых мультсериалов в 90-х, на которых многие из читателей выросли, но именно с зарождением «Кинематографической вселенной Marvel» в 2008 году началась эпоха кинокомиксов. Отношение к жанру на этом фоне неоднозначное, хотя даже критики, пытающиеся сохранить элитарный образ и громящие картины в сети, все равно смотрят каждый новый фильм. Да и кто сказал, что попкорновые блокбастеры — это по определению плохо? Не стоит забывать и о том, что комиксы не ограничиваются одними только парнями в трико и плащах, «Ходячие мертвецы» и «Сквозь снег», например, тоже комикс, как существуют и издательства помимо Marvel и DC. С другой стороны, при упоминании этого слова в первую очередь вспоминаешь именно о Человеке из Стали, этого не отнять.
Не так давно Мартин Скорсезе раскритиковал фильмы Marvel и DC, чем породил бурную дискуссию в СМИ и среди поклонников и противников адаптаций сюжетов о сверхлюдях и сочувствующих. Именитому режиссеру пришлось быстро поправиться: мол, он уважает труд коллег и уровень технического исполнения, вот только для нормальных лент с героями без лазеров в глазах в кинотеатрах места просто не остается. В полемику вступил весь цвет Голливуда, ибо нынче сложно найти актера, в активе у которого до сих пор нет роли какого-нибудь героя или злодея, и многочисленные фанаты, делающие кинокомиксам миллиардную кассу. А в середине октября уже один из столпов жанра, автор «Хранителей», «V значит вендетта» и «Лиги выдающихся джентльменов» Алан Мур, раскритиковал текущее положение дел, заявив, что не желает более иметь ничего общего с комиксами.
Дескать, вульгарное чтиво с созданными 50 лет назад для развлечения 12-летних мальчиков, детей малоимущих рабочих, персонажами в наши дни пытаются адаптировать уже под взрослых мужиков из среднего класса ради заколачивания денег, гордо именуя графическими романами. В итоге мы имеем отрыв от реальности, инфантилизацию и, как следствие, избрание президентом Дональда Трампа и Брекзит. А уж какой удар нанесен по кинематографу… Вестимо, в чем-то оба деятеля правы. Зачем писать качественный сценарий, заморачиваться с постановкой и работой оператора, если можно просто взять безумно популярного во всем мире персонажа, сдобрить кинцо компьютерной графикой и отправить на большие экраны? Не лучше дела обстоят и на малых. Пусть анимационные шоу нынче переживают не лучшие времена, зато по части сериалов настоящий шведский стол.
Многие фанаты комиксов и прям непривередливы и с удовольствием поглощают продукцию The CW под брендом «Вселенная Стрелы». Как и комиксы всячески стараются навязать вселенскую толерантность и инклюзивность (со дня на день Тони Старка точно посадят по статье «белый гетеросексуальный гений, миллиардер, плейбой, филантроп», а его место займет черная девчонка), так и тут собралась разношерстная команда, в которой половина членов черные/геи/лесбиянки или еще какие трансформеры. Ну, на худой конец, сочувствующие. К счастью, есть проекты более высокого уровня вроде «Сорвиголовы», «Титанов» или «Болотной Твари», к которой мир (или, по крайней мере, боссы Warner Bros.) оказался не готов. Увы, зачастую кинокомпании просто не видят смысла вкладываться в многослойный сюжет со сложными смыслами, если зрители и так посмотрят и будут требовать продолжения банкета.
А ведь комиксы, в любом формате, не обязаны быть банальными и поверхностными блокбастерами. Нет ничего плохого в фильмах Marvel, сняты они хорошо, со своей задачей справляются, однако не стоит зацикливаться только лишь на подобном подходе. Ведь иногда тема супергероев становится основой для нестандартных, свежих и глубоких картин с рейтингом R, вспомнить хотя бы «Логана» Джеймса Мэнголда с Хью Джекманом, Патриком Стюартом и Дафни Кин. Да, еще есть «Джокер», куда без него, но все-таки лента Тодда Филлипса с Хоакином Фениксом имеет к комиксам более чем опосредованное отношение. Те же «Хранители», что оригинал, что экранизация Зака Снайдера, явно произведение иного уровня. На этом фоне стали появляться и набирать популярность проекты, подходящие к теме супергероев под иным углом. Однако компании все еще чураются всяких там «Дэдпулов» или «Спаунов», спасибо, что есть люди вроде Райана Рейнольдса и Тодда МакФарлейна.
В какой-то мере к ним можно отнести «Сорвиголову», «Карателя», «Джессику Джонс», «Люка Кейджа» и «Железного Кулака» от Netflix. Наверно, тут стоит упомянуть и «Академию Амбрелла», хотя она в целом и не о том. Недавний «Проект “Сила”» с Джейми Фоксом и Джозефом Гордоном-Левиттом тоже по этой части вполне неплох. А по-настоящему жизнь в тему парней с трусами поверх лосин вдохнули «Пацаны». Родившийся в Северной Ирландии, но перебравшийся в Штаты Гарт Эннис успел за свою 30-летнюю карьеру поработать над комиксами о судье Дредде, Константине для DC и Призрачном Гонщике для Marvel и был удостоен премии Айснера. Однако известен он именно по двум оригинальным сериям: «Проповедник» (Vertigo, импринт DC) и «Пацаны» (Wildstorm, еще один импринт DC, но уже с седьмого номера история перешла к Dynamite — подразделению Dynamic Forces) с иллюстрациями Дерека Робертсона.
Писатель всегда брался за темные уголки супергеройских вселенных, хотя лишь в собственной серии смог обрести истинную свободу, вывернуть привычное повествование наизнанку и показать, как на самом деле выглядел бы мир, в котором есть люди с невероятными способностями. В «Пацанах» супергерои тоже спасают людей. Иногда. В основном же они озабочены лишь собственным рейтингом популярности и объемами продаж разнообразного мерча и потому большую часть времени лишь красуются перед объективами фото- и видеокамер. А если никто не смотрит, то величайший защитник США может без зазрения совести отправить на тот свет десяток-другой назойливых людишек. На худой конец, есть армия юристов и пиарщиков, которые замнут любую неприятную ситуацию. Сериал от Amazon далеко не во всем следует букве оригинала, зато ухватил суть и атмосферу, так что оба варианта истории хороши.
Шоу Эрика Крипке, подарившего зрителям «Сверхъестественное», снискало огромную популярность, обойдя в США даже «Мандалорца», не только из-за большого бюджета. В нем хорошо все: сценарий, режиссура, работа оператора, актерский состав. Карл Урбан и Энтони Старр блистательно вписались в образы Билли Бутчера и Патриота, всегда приятно увидеть на экране Джанкарло Эспозито и Джима Бивера. Да, во втором сезоне градус треша и угара (в самом что ни на есть хорошем смысле) несколько снизился, события стали развиваться более ровно, при этом сериал продолжает держать марку, да и кровь-кишки никуда не делись. К касту присоединились Шон Эшмор и Горан Вишнич, прекрасно с ролью Грозового Фронта, сменившего относительно комиксов пол, но не взгляды, справилась Ая Кэш. Наконец в кадре появился и бульдог Мясника.
У Крипке большие планы, охватывающие еще несколько сезонов и самые разные темы, от расизма до политики. Вопрос об участии Джеффри Дина Моргана пока не решен, зато Дженсен Эклс точно предстанет в образе Солдатика — пародии на Капитана Америку. Да и вообще, вся Семерка основана на Лиге справедливости, является ее искаженной версией. И отсылок, более или менее явных, хватает. Уже в работе спин-офф о колледже для будущих защитников человечества. Именно такой подход к ставшей уже классической теме, свежий, не связанный рамками и ограничениями, открывает второе дыхание для комиксов о супергероях. И придумать парней в трико стоило хотя бы ради «Пацанов».
Кстати, аналогичная ситуация и с видеоиграми. Иногда появляются шедевры вроде MMORPG City of Heroes от Cryptic Studios или экшена Spider-Man от Insomniac — единственного стоящего эксклюзива PlayStation. Вот только часто разработчики и издатели предпочитают собирать деньги с многочисленных мобильных проектов на тему Мира Битв или посредственных вещей уровня Marvel’s Avengers, которой не помогла даже зашкаливающая благодаря фильмам популярность Мстителей. С другой стороны, игры и комиксы иногда крайне удачно переплетаются, свидетельство чему файтинг Injustice от NetherRealm.
Так что не стоит грести всю супергеройщину под одну гребенку. Застой никто не отменял, как и перекос в сторону дорогих захватывающих дух спецэффектов и обилия голливудских звезд, но время от времени появляются шедевры, ради которых стоит потерпеть. Да и качественный блокбастер по случаю очень даже уместен, как бы кто к ним не относился.