Еще в июне Sony предоставила на суд общественности дизайн консоли Playstation 5, который тут же стал героем мемов. Устройство сравнивали с чем угодно, от Wi-Fi-маршрутизатора до шляпы папы римского. Необычный внешний вид консоли особенно выделялся на фоне минималистичного черного ящика Xbox Series X от Microsoft.
Геометрическая простота? Нет. Форма соответствует содержанию? Нет. У PS5 не было плоских поверхностей, на которых она могла стоять устойчиво. Но дизайнеры обеих консолей преследовали разные цели. Xbox создавался, чтобы не выделяться и сливаться с окружением. Не важно, как он выглядит, главное то, как можно его использовать. Дизайн же PS5 показал, что консоль может стать произведением искусства. Она столь же противоречива, как и любая вирусная скульптура из Art Basel.
Выйти за грани
Ведущий дизайнер PS5 Юджин Морисава подтвердил, что подход Sony к следующему поколению консольных игр является противоположностью Microsoft. Он рассказал, что создавая дизайн нового поколения PlayStation, пытался сломать границы, поскольку это отображало тот опыт, который получают геймеры. Именно поэтому консоль обзавелась такой необычной аморфной внешностью.
Морисава не чужд ломать общепринятые формы. Разработанный им в 2007 году Sony Rolly переосмыслил MP3-плеер, превратив его в виртуального домашнего питомца, наподобие роботизированной собаки Aibo. Морисава много размышлял о том, как будет работать PS5: новая внутренняя архитектура способна очень быстро загружаться и мгновенно переключаться между различными играми.
«Концепция PS5 — это пять измерений, — рассказал Морисава. – Они становятся реальными, когда игрок чувствует себя героем этих миров. И одновременно может быть воином, гонщиком и кем-нибудь еще». Фактически реальность во время игры формируется консолью, поэтому она тоже должна отображать текучую природу игр.
Морисава подошел к PS5 почти как к скульптуре, начав с заготовки — коробки, полной деталей.
«Каждый день я советовался с инженерами, спрашивая, на сколько миллиметров я мог бы погрузиться внутрь, чтобы вылепить то, что нужно, — сказал он».
Не имея плоских краев, PS5 представляет собой идеальную архитектуру. Такая форма является функциональным дизайнерским решением, не позволяя устройству перегреваться.
Морисава признался, что немного беспокоился о том, чтобы сделать не плоскую консоль. Но он остался доволен своим решением: маленькой круглой подставкой, которая крепится к PS5, чтобы она стояла устойчиво. С одной стороны, дополнительный кусок пластика, необходимый только для того, чтобы положить PS5 на поверхность, выглядит явно лишним. Плюс, если умножить этот пластик на 100 миллионов раз, это заставит задуматься об экологическом воздействии на окружающую среду. С другой стороны, она добавляет ощущение невесомости гигантской машине. Она будто парит.
Новый уровень ощущений
Важным устройством для успешных продаж PS5 является контроллер DualSense и он не просто идеально подобранные кнопки для большого пальца. Он функционально максималистичен, имея все привычные элементы управления: чувствительную сенсорную панель, триггеры, которые меняют силу сопротивления, чтобы имитировать тетиву лука или курок огнестрельного оружия, акселерометр, для управления наклоном, микрофон и, самое впечатляющее, настройку двигателей, для более острых тактильных ощущений. С помощью DualSense можно одновременно слышать и чувствовать плеск воды или шаги по песку.
Морисава с сомнением отнесся к необходимости обновления геймпада. «Я думаю, что DualShock 4 почти идеален, — сказал он». Sony совершенствовала контроллеры на протяжении десятилетий, за это время игроки потратили тысячи часов на приобретение мышечной памяти в управлении. Дизайнер считает, что игроки почувствуют даже минимальные изменения и подвергнут серьезной критике нововведения.
С эстетической же точки зрения Морисава хотел, чтобы DualSense выглядел так, «будто он пришел с той же планеты», что и PS5, и был неразрывно связан с ним. Он заметно структурнее, чем DualShock 4, что позволяет крепче держать в руках. «Вы можете представить своеобразные микромашины или микроорганизмы, соединенные вместе и сформировавшие единую белую поверхность для удержания того, что находится внутри, — сказал Морисава».
«Я сказал дизайнерам, что контроллер – партнер. Когда вы играете в игру, это единственное устройство, которое держите в руках. Он помогает тебе». Вот что такое DualSense. Это не просто геймпад, а незаменимый помощник, который сделает все, что приказывает игрок. Он позволяет играм выйти за пределы пикселей. Контроллер позволит перевести в физические ощущения то, что игрок увидит на экране.
Кажется, что Sony и Microsoft являются непримиримыми конкурентами в мире игровых консолей. Но игровые устройства не являются их единственным источником дохода. В современном мире отлично себя чувствуют и мобильные игры. Вот почему Microsoft диверсифицирует свои доходы в виде игровой подписки и облачного сервиса, а Sony сотрудничает с Microsoft над технологией потоковой передачи игр и мультимедиа. В наши дни правильнее рассматривать Sony и Microsoft как дружественное соперничество: каждый из них является важным игроком для рынка консольных игр, в то время как Google пытается вырезать их обоих с помощью своего облачного игрового сервиса Stadia. Их консольные дизайны представляют собой различные концепции, которые создают необходимое разнообразие на рынке.